Психологическая адаптация к обучению

Социально-психологическая адаптация дошкольников

С каким восторгом бывшие дошколята впервые переступают порог школы, с каким нетерпением они ждут момента, когда сядут за парту и начнут учиться, но проходит всего неделя и от былой восторженности не остается и следа. Практически все дети и родители сталкиваются с неизбежными проблемами социальной и психологической адаптации ребенка в новых условиях жизни. Новые требования, высокие нагрузки, суровая дисциплина, совершенно новый круг общения – это вызывает сильное беспокойство и даже нешуточный стресс у ребенка.

Период адаптации проходят все дети, которые идут в школу и занимает он от нескольких недель до полугода. Длительность периода привыкания зависит от многих факторов – насколько ребенок коммуникабелен и общителен, насколько сложная учебная программа в школе и насколько он подготовлен к обучению. В это время для ребенка важна поддержка и понимание со стороны взрослых – родителей, учителей, родных.

Как проходит адаптация ребенка к обучению?

В школьные годы ребенок проходит два периода адаптации – при поступлении в первых класс и переходе из начальной школы в среднее звено. Наиболее важным и сложным периодом является адаптация первоклашек. В период адаптации ребенок проходит три стадии привыкания к новым условиям жизни.

  • Ориентировочный период занимает 2-3 недели и в это время ребенок присматривается к окружающей обстановке, определяет границы дозволенного, нормы поведения. Ребенок становится напряженным, часто раздражается, выглядит усталым. Это самый сложный период.
  • Неустойчивая адаптация. После сложного первого периода наступает вторая стадия адаптации, во время которой ребенок начинает приспосабливаться. Он уже находит формы оптимального поведения, что требует меньших затрат энергии. Но эта ситуации нестабильна и часто бывают срывы, характерные для первого этапа.
  • Относительно стабильная приспособленность. Ребенок уже достаточно комфортно чувствует себя в школе, он осознает себя школьником, появляется уверенность в своих силах и выбраны оптимальные формы поведения.

В это время ребенок может жаловаться на головную боль и усталость, стать капризным и раздражительным, у него может нарушится аппетит и сон. В психологии этот период называется «физиологическая буря». Обычно это состояние проходит к концу первой четверти.

Что же требуется от родителей в этот период? Внимание, понимание, поддержка и одобрение. Родителям важно понимать, что это естественный процесс, а насколько быстро и безболезненно он пройдёт для ребенка зависит от их усилий. Больше разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их успехами и трудностями, давайте ответы на все возникающие вопросы, почаще уделяйте ребенку внимание объятиями, поглаживаниями и ласковыми словами.

Для быстрой психологической адаптации также важна дружеская атмосфера в классе. Если ребенок чувствует себя комфортно, спокойно и уверенно общаясь с одноклассниками, то адаптация пройдет быстрее. Создание комфортной и дружелюбной обстановки в классе – это задача учителя. Если учитель спокоен и сдержан, отмечает успехи и достижения детей, позволяет каждому ученику работать в удобном для него темпе, то дети быстро адаптируются к изменениям в их жизни и активно включаются в процесс обучения.

На данном этапе важно активное взаимодействие учителя и родителей ребенка. Если родители начинают замечать, что напряжённость и беспокойство не проходят долгое время нужно обратиться к учителю и попросить помощь у других специалистов. Детские психологи довольно часто сталкиваются с тяжелым течением адаптационного периода у детей и у них есть проверенные алгоритмы работы с такими детьми.

Записаться к специалистам клиники

Можно по телефону: 8 (812) 456-15-15

Или What’sApp: 7 (931) 370-15-16

Телефон: 8 (812) 456-15-15

What’sApp: 7 (931) 370-15-16

Либо запишитесь online

записаться на прием

Особенности психологической адаптации пятиклассников

Переход из начальной школы в среднее звено является переломным в жизни ребенка, так как он совпадает с серьезным изменениям в его личности. Это уже не ребенок, он становится самостоятельной личностью и осознает свою взрослость.

Подросток все меньше зависит от взрослых, которые его окружают, и часто отгораживается от них, резко воспринимает вмешательство в свою личную жизнь и посягательство на личную свободу. В этот период подросток может идти наперекор чувствам и желаниям взрослых, что неизбежно приводит к конфликтам в семье и школе.

В этот период жизни определяющей составляющей уровня его самооценки становится не одобрение взрослых, как было до недавнего времени. Теперь главными критериями самооценки становится уровень общения со сверстниками и популярность подростка среди одноклассников.

В период перехода в среднюю школу у подростка может снизиться успеваемость, он может потерять интерес к учебе и конфликтовать с преподавателями. Успехи и неудачи в обучении также напрямую влияют на уровень самооценки подростка. Несмотря на то, что уровень умственной активности довольно высокий, но успехи в обучении напрямую зависят от его эмоционального состояния. Высокие отметки повышают самооценку подростка, а низкие баллы приводят к внутреннему дискомфорту и впоследствии могут стать причиной серьезного внутреннего конфликта.

При оплате услуг картой Сбербанк

3% от суммы будут возвращаться бонусами «Спасибо»

Как помочь ребенку адаптироваться к обучению?

В психологии есть ряд приемов, которые помогают ребенку быстро и без последствий пережить период привыкания.

  • Похвала. Важно замечать и выражать свое одобрение всему, что у ребенка получается. Это будет важным стимулом сделать лучше и больше.
  • График работоспособности при выполнении домашних заданий. Если ребенок медленно включается в работу, лучше начинать выполнять с легких предметов (например, литература), если быстро устает, то начинать лучше с математики и почаще делать перерывы.
  • Не требовать от детей слишком многого. Несмотря на то, что каждый родитель хочет, чтобы ребёнок учился на «отлично», важно реально оценивать возможности и способности ребенка. Внимательно наблюдайте, что дается ему легко, а с чем есть трудности, и мягко вносите коррективы в обучение.
  • Акцент на уверенность. При обучении важно сделать ставку на то, что у ребенка получается лучше всего, приобретя уверенность в себе, ему легче будет справляться с возникающими трудностями.
  • Спокойствие, только спокойствие. В период адаптации любая мелочь может легко вывести ребенка из психологического равновесия, и родителям важно отнестись серьезно к трудностям ребенка, внимательно выслушать и оказать поддержку.

Также важно научить ребенка планировать свое время, уметь содержать рабочее место в порядке, уметь себя обслуживать. И всегда помнить, что ваши дети имеют право ошибаться.

В ситуации, когда процесс психологической адаптации ребенка слишком затянулся и проблемы усугубляются, нужно обратиться к психологу. Профессиональная помощь и практические советы детского психолога помогут восстановить психологическое состояние ребенка. Специалисты клиники «Медицинская коллегия» имеют большой опыт в решении психологических проблем и помогут найти выход из любой ситуации.

Психологическая адаптация к обучению
Клиника Медицинская коллегия приглашает записаться на социально-психологическую адаптацию ребенка к школе в Санкт-Петербурге. У нас высококвалифицированные психологи и выгодные цены!